tech-m (tech_m) wrote,
tech-m
tech_m

Categories:

Долгий путь на "Ласточку"



Ну привет, дорогой читатель. И вот опять я начинаю описывать события, которые следовало бы описать еще с полгода назад. Впрочем, дело тут не только в прокрастинации. Можно сказать, логическое завершение всего этого, так сказать, переходного периода наступило буквально на днях.
Итак, впереди опять много текста, личных переживаний, лирических отступлений и прочей болтовни, поэтому запаситесь терпением. Ну и... Возможно, для кого-то в этом посте будут ответы на вопрос "Как попасть в МДОСС?".

Хотя окончательно сменил место работы я этой весной, вся история взаимоотношений с Московской дирекцией скоростного сообщения началась ровно 2 года назад, в ноябре 2015-го года, когда было открыто движение "Ласточек" на участке "Москва — Тверь", и в дирекцию требовались новые машинисты и помощники. Я тогда только начал работать в новом для себя ТЧЭ-1 Октябрьской дороги (хотя в момент моего устройства туда наблюдался массовый уход машинистов на "Ласточки" и "Сапсаны" в ожидании безрадостных перспектив ТЧЭ-1) и никуда уходить не планировал. Но машинист, с которым я тогда работал подговорил меня пойти на собеседование и попробовать устроиться на "Ласточки". Ну, ни на что особо не рассчитывая, я от нечего делать решил сходить... И сразу прошел собеседование, получив направление на медкомиссию и профотбор. А вот машинист не прошел. Забавно, но тогда он стремился в МДОСС больше из-за ожиданий того, что будет впоследствии работать на МЦК (тогда еще МКЖД), хотя в то время еще не было окончательно известно кто же будет обслуживать активно строящееся кольцо. Еще пару раз неудачно сходив на собеседование он оставил идею ухода на новое место работы, и даже когда уже открылся масштабный набор на МЦК он уже почему-то передумал туда идти. Тем не менее, сейчас ребята из старого депо говорят, что он таки ушел на МЦК, но я его тут еще не видел. А что, забавно, если спустя два года всё так обернулось)

Но что-то я отвлёкся. Успешно пройдя медкомиссию и профотбор в скоростной вид движения, я уже собирался идти в отдел кадров, как вдруг выяснилось, что меня поставили в обкатку (я же тогда работал помощником в ТЧЭ-1, да и в МДОСС меня брали как помощника) в моём депо, и месяца через 3 я уже буду машинистом на Октябрьской дороге. Я так подумал... А чего, зарплата всё равно одинаковая, а машинистом работать объективно лучше. Да и на "Ласточку" я всегда успею еще уйти (как мне тогда казалось). В общем, тогда я запланировал так: обкатываюсь в машинисты в ТЧЭ-1 ОКТ, работаю там 2-3 годика, чтобы получить 2-й класс, а потом надо уже уходить в более скоростное движение. Да, такой вот я расчётливый, рассматривал депо только как ступеньку в карьере :) Ну да, еще из-за особенностей структуры депо мне вовсе не хотелось быть там инструктором в будущем (хотя в Хабаровске такие мысли меня посещали).

Так я пока и продолжил свою работу на Октябрьской дороге. Летом 2016-го года открылся набор машинистов на МЦК, эту возможность я по вышеописанным причинам пропустил, во-первых, казалось стрёмным кататься по кольцу с кучей остановок (я же не знал тогда, что тормозить надо будет не 395-м краном, ну, то есть, не пневматическими тормозами, а нормальным контроллером), а, во-вторых, я по-прежнему думал, что в любой момент туда можно будет устроиться в случае чего. Но я ошибался... После запуска кольца в сентябре выяснилось, что с электровозными правами туда больше не набирают, только с моторвагонными, которых у меня, естественно не было, да и получить я их нигде не мог. И вот тут-то стало как-то печально. Но я всё же сильно не расстраивался, продолжая спокойно себе работать дальше, даже отучился на 3-й класс. И вот тут произошла судьбоносная случайность: как я описывал этом посте, я случайно в доме отдыха встретил машиниста, который рассказал, что на МЦК начался новый массовый набор в связи с запуском 5-минутного интервала (раньше было 6 минут) между поездами, что требовало увеличения штата, поэтому машинистов с электровозными правами тоже набирали. На этот момент уже было известно, что на МЦК работается довольно-таки хорошо, зарплата выше, условия работы лучше, да еще и частично компенсируют съём жилья для понаехавших, что сулило на тот момент чуть ли не двукратное увеличение дохода. Правда, ездить только по городу... Но главный ход Октябрьской дороги на тот момент меня уже настолько заебал своим однообразием, что это уже не казалось такой уж унылой перспективой (а в грузовом удавалось уехать в Бекасово далеко не всегда).

Какое-то время я колебался, но всё же решил сходить на собеседование к заместителю начальника МДОСС по МЦК. Незадолго до этого мне позвонила нарядчица и попросила выйти поработать в ночь: отвезти вагоны в Решетниково на отстой. Работка проще простого, быстрая, не особо интересная. Эта была моя первая поездка на пассажирском электровозе после месяца грузовых покатушек (я даже на радостях твитнул: https://twitter.com/Helltrainz/status/845672042397609985).

Во время поездки меня посещали мысли: "А ведь это, наверное, последняя поездка на ЭП2К, в этом депо, с пассажирским, пусть и резервным поездом. Как-то уныло, несерьёзно, бесславно даже, я бы сказал". Потом я вдруг вспомнил свою последнюю поездку в Хабаровске: мне предстоял отпуск, поезд в Облучье. Поехали с дублёром, веселее. Я давал помощнику управлять поездом (хотя для Хабаровска это нехарактерно), чтобы учился, всё равно ему в обкатку скоро, а сам рассказывал дублёру премудрости профессии и делился планами о предстоящем переезде в Москву. Из Облучья в Хабаровск пришёл поезд с неисправным краном машиниста, который постоянно завышал давление в поездном положении. Но ехать надо было, поэтому проблема решилась ослаблением пробки стабилизатора, что увеличило утечки и компенсировало завышение.
А потом мы напились пива, причём дублёр был спортсменом, особо не пьющим, но тут пришлось. Мы сидели жарким июльским днём на платформе "Депо" (вот видео с этой платформы https://www.youtube.com/watch?v=NSX59xgTZkg) махая стаканами с пивом поездам, отправляющимся из нечетного парка Хабаровск-2 в долгий путь в Облучье :) В общем, поездка завершилась намного эпичнее. К чему я всё это пишу? Просто ностальгические мысли. До сих пор с теплом вспоминаю Ружино, Облучье, ЭС5К и даже ВЛ80с :)

Я прошел собеседование и получил указание срочно проходить медкомиссию, так как группа на переобучение с электровозных прав на электропоездные была уже почти набрана, а обучение начиналось через 2 недели. В ТЧЭ-1 перевод мне не дали, пришлось увольняться и заново устраиваться в МДОСС. Но в штат меня взяли сразу машинистом и все мои прежние "заслуги перед отечеством" вроде 3-го класса сохранились. Так вот я уже второй раз в жизни сменил депо.

Началась работа на новом месте с учебы. Не успел я отойти от обучения на 3-й класс (нет, я не бухал, просто мне тяжело вставать каждое утро и куда-то идти), как пришлось учиться еще 2 месяца на новые права. Учили нас сразу на "Ласточку", то есть ни о каких ЭДшках и ЭТшках я не имею никакого представления и до сих пор не понимаю КАК ВООБЩЕ ЕЗДИТЬ БЕЗ АМПЕРМЕТРА/УКАЗАТЕЛЯ СИЛЫ ТЯГИ-ТО БЛИН!?!?!? Да и до сих пор считаю себя больше электровозником, хотя мои друзья-электровозники говорят, что я зашкварился :(
Для обычного человека, всю жизнь проработавшего на РЖД ЭС1 и ЭС2Г "Ласточка" является принципиально новым подвижным составом. Как по управлению, так и по программной начинке. Впрочем, проработав на куче типов электровозов было намного проще освоить немецкий "Шайсе цуг", да и на "компьютерах" я начинал ездить с самого начала работы в поездах. И вообще, 5-вагонная ласточка по логическому построению силовой схемы и вспомогательных цепей (да и пневматики) во многом напоминает 2-х секционный электровоз с автономными секциями, а не непонятную шайтан-машину (ЭДшку), где всякие преобразователи крутятся.
Техника принципиально нового уровня. Никаких тебе клиньев и перемычек, только кнопки и клавиши. Всё как я люблю) В обучении нашей группе очень помогло то, что с нами учился парень уже работающих помощником на радиалке (так я буду называть ту часть МДОСС, которая водит поезда на Курск, Смоленск и Тверь, то есть, не МЦК), который уже хорошо знал машину и делился своими знаниями и опытом. Кстати, устроился он как раз в тот период, когда и я планировал в 2015 году. Он тоже был машинистом без класса квалификации и в МДОСС его взяли помощником, где он так 2 года и проработал, и только весной 2017-го года ему удалось добиться отправки его на переобучение (без прав электропоезда он не мог работать машинистом. После того, как мы отучились на права, его сразу обкатали на радиалке). Вот и я был так и ездил помощником, а тут уже пришел машинистом 3-го класса) Так что моё решение тогда, можно сказать, было верным.
В группе мы все только устроились. Мы не знали, чего нам ждать. Хоть всех и взяли в штат машинистами, было еще неизвестно, когда же мы начнём работать самостоятельно, ведь нельзя просто так взять и посадить за контроллер машиниста с улицы после нескольких стажировочных поездок. Да и от тех ребят, что общались с уже работающими, новости поступали неутешительные: при постановке на должность была куча не самых простых вопросов, то есть знать нужно было реально много.
Вообще, немного забегая вперёд, скажу, что вся работа тут — это сплошной экзамен. Если в ТЧЭ-1 я за 1,5 года работы прилично отупел, то тут всё время нужно держать себя "в тонусе", повторять что-то, учить новое. В этом плане мне всё напоминает депо Хабаровск-2.

Мы проучились почти 2 месяца, но, несмотря на это, предстоящие экзамены пугали, ведь знания многих из нас (да даже мои) не вселяли уверенности в себе, да и практики у нас толком не было. В случае неудовлетворительного результата экзамена можно было не только даунгрейднуться в помощники, но и совсем остаться без работы (при заключении трудового договора был испытательный срок 3 месяца). "Масла в огонь" подливали результаты экзаменов параллельной группы (но там просто моторвагонники учились на "Ласточку" 3 недели. Надо понимать, что за такой короткий срок выучить принципиально новую машину и инструкции проблематично): несколько человек не сдали, кто-то вернулся назад в своё депо, кто-то написал заявление о переводе в помощники.

Однако, экзамены прошли нормально, сдали все. Но это было только начало, самое интересное впереди. Когда мы пришли после экзаменов наниматься, нам была выдана такая установка от инструкторов: "Вот вы сейчас отъездите дублёрские поездки (это когда ты катаешься с бригадой и учишься работе и управлению поездом) и потом должны будете готовы начать работать самостоятельно. С вами проведут дополнительное собеседование уже на уровне депо с инструктором, по результатам которого и будем смотреть. Если вы покажете плохие знания, назначим ещё несколько дублёрских поездок, и если и после них вы не будете готовы, тогда... Тогда извините, но бесконечно кататься за помощников по ставке машиниста вам тут никто не даст". В принципе, всё понятно, логично и справедливо. Мы могли сами выбрать количество дублёрских поездок, от 8 до 14. Я выбрал среднее значение — 10) В итоге я больше месяца их откатывал, а значит судный день всё оттягивался, что как-то не прибавляло радости. Конечно, я всё это время учил инструкции и устранял пробелы в знаниях устройства электропоезда, но список вопросов, которые могли задать на собеседовании после дублёрских поездок был слишком обширен: одно запоминаешь, другое из головы уже улетает, ведь требуется знать не только то, что встречается в повседневной работе, но и кучу дополнительной информации, с который можно и не столкнуться ни разу.
Да, вот такой серьёзный отбор машинистов на МЦК, не у пивного ларька набирают, как говорится.

На руку мне сыграло то, что посреди дублёрских поездок меня отправили на неделю на обучение первозимников (в плановом порядке на обучение отправляли всех, кому предстояло работать первый раз в зимних условиях на МЦК). На этом обучении мы не только изучали особенности работы в зимний период, но и повторяли общие темы, что позволило мне лучше подготовиться.

Вот уже июль подходит к концу, и только к этому времени я прошел собеседование, получив одобрение на самостоятельную работу машинистом, правда, предстояло в качестве дополнительной подготовки поработать пару недель за помощника машиниста, и только к концу месяца я приступил к самостоятельной работе... На манёврах :( Это как бы подготовка к полноценной работе, более подробная отработка навыков на практике. Но какая это отработка, когда это, скорее, деградация? В большинстве случаев это был просто прогрев поездов на станции. Стоит отметить, что я очень не люблю такой тип работы: всё время сидишь на одном месте, иногда перегоняя поезда туда-сюда по станции. Редко когда нужно было в порядке регулировки парка перегнать поезд с одной станции на другую или вообще при большой удаче выехать на круг с пассажирами, если по какой-то причине другой поезд не смог выйти на линию. Иногда меня ставили на нормальные смены за помощника (типа, пока не доверяют самостоятельное вождение с пассажирами), а раз в месяц ставили в самостоятельную работу на кольце, но под контролем машиниста-инструктора (это стандартная практика для вновь приступающих к работе машинистов: контрольно-инструкторская поездка раз в месяц).
Такой вот маневровой, не побоюсь этого слова, дрочкой я занимался около 3-х месяцев. К октябрю меня уже стали иногда ставить на обычные явки в качестве машиниста самостоятельно. Прознав это дело, я начал уже сам меняться с другими машинистами: отдавать им манёвры а сам ездить на кругах с пассажирами. Ну не моё это — тупить 12 часов на прогреве. А вот остальным очень даже нравится, многие считают маневровые графики "блатными": длинные 12-часовые смены, больше выходных, а зарплата такая же, а то и выше, чем при работе с поездами (за счет того, что практически всегда приходится работать ночами). А потом я ушел в отпуск...

И вот только сейчас, вернувшись из отпуска, я обнаружил себя в нормальном поездном графике, как у всех. Таким образом, вся "подготовка" составила более полугода! И поэтому только сейчас я стал, можно сказать, полноценным машинистом "Ласточки" на МЦК. А вы думали всё так просто? Пришёл, отучился и поехал? Я тоже так думал :)

Хорошо это или плохо? Не знаю. Мне повезло, что еще во время дублёрских поездок мне попалась хорошая бригада, которая рассказывала много полезного, а машинист доверял управление, и стоило мне сесть за контроллер, вытащить меня оттуда можно было только после заезда в парк или при смене бригады на платформе) Благодаря этому я более-менее научился ездить и выучил кольцо. И во время маневровой деградации я не утратил эти навыки.

А что же с остальными ребятами, с которыми я учился? Кто-то уже, как и я, ездит самостоятельно с поездами, но многие еще "сидят" на манёврах, кто-то не имеет заключения для выезда на кольцо (можно работать только в депо "Подмосковная"), а некоторые даже до сих пор ездят за помощников! Почему так? Наверное, надо задать вопрос их машинистам-инструкторам. Мне повезло: мой инструктор не тянул резину в этом плане. Можно подумать, что они показали низкие знания? Не сказал бы. Тех, кто действительно показал плохие знания сразу "попросили" в помощники, да и много из тех, кто еще не работает самостоятельно — достаточно грамотные ребята, это было заметно еще по нашему обучению на права.
И вот представьте, сидят они там на манёврах, а когда им придёт время ехать самостоятельно с пассажирами, им будет уже тяжелее вспомнить как оно там ездится на кольце, а ведь скоро будет вводиться график с 4-х минутным интервалом между поездами, который потребует еще больше внимания и реакции при управлении поездом. Хотя, кому-то и на манёврах хорошо, спокойно. Ну, если человек не такой фанат покатушек, то оно и понятно.

Вот так, можно сказать, спустя 2 года после первой попытки я стал машинистом электропоезда "Ласточка" в МДОСС. А теперь самое время описать мои впечатления о работе тут. Первый вопрос, который мне теперь задают: "Не скучно ли ездить тупо по кольцу?" Ответ на этот вопрос я дал тут: https://vk.com/electromashinist?w=wall-120339054_3137

Ответ был таков:
"И вот опять возникают вопросы на тему "Не надоедает ли работать на кольце?"
Нет. Сейчас самая "длинная" смена составляет 6 кругов. Это 9 часов езды, 324 километра, 186 остановок в постоянно меняющейся обстановке, зависящей от пассажиропотока, поездной ситуации и погодных условий.
Бешеная динамика, постоянное напряжение, адреналин и... И кайф от такой езды по самому красивому городу страны.
54 километра кольца только на первый взгляд могут показаться однообразными. По факту же это постоянно что-то новое. Когда на западе пасмурно, на севере уже идет дождь, а на юге в это время сквозь тучи пробивается солнце. Город просыпается, бурлит, успокаивается, засыпает, развивается, строится. И все это ты наблюдаешь через огромное лобовое стекло, разгоняя самый современный поезд на максимальной скорости и оттормаживаясь на платформы со 100 км/ч. А скоро еще и с 4-х минутным интервалом поедем. Это вообще огонь будет! 🔥

Но, наверное, для кого-то это все же покажется однообразным и скучным. В конце-концов, кто-то же находит интересными видеоролики, где бомжи поедают сосиски на скорость."

Да, всё так. Ну и стоит упомянуть о работе в МДОСС в целом. Многим требования к работникам тут могут показаться завышенными: ходить в форме (недавно помощника машиниста лишили 10% премии за явку на работу без галстука), своевременно проходить многочисленные инструктажи, сдавать аттестации по изменениям существующих инструкций или вводу новых, раз в год проходить специальное техобучение, правильно и без помарок заполнять маршрут машиниста, а за нарушения в поездной работе отвечать по полной.
Пишу я это всё не для красного словца, всё это реально требуется. Людям, до этого работавших в условиях распиздяйства трудно привыкнуть к новым жёстким рамкам. Работники локомотивных бригад других депо, где можно на что-то из вышеописанного забить, а по косякам договориться с расшифровкой меня сейчас наверняка поймут) Мне же привыкать особо не к чему. Всё это было и в Хабаровске. Кроме, пожалуй форменной одежды, но для меня это не проблема, я еще со времён работы помощником в грузовом движении в галстуке ездил) А вот с маршрутами — это для меня самая большая проблема. Я не любитель рукописного ввода и в старых депо сдавал мятые маршруты с кучей помарок и исправлений, иной раз на них можно было писать: "Скажите спасибо, что я не подтёрся этим маршрутом" :) Но ничего, с этим можно смириться.
В остальном же, работа на МЦК превзошла даже оптимистичные ожидания: работаешь практически в тепличных условиях, чистых кабинах, новых поездах. Ездишь в пиджаке и галстуке, радуешься жизни. Заступаешь на явку и сдаёшься в строго определенных местах в черте города (в Андроновку даже подвозит служебная машина от метро по твоему заказу, потому что пешком там идти 15-20 минут). Везде полно магазинов, так что не возникает проблемы "Чего бы пожрать в поездку", если вдруг не обеспечил себя домашним питанием). Дома отдыха бригад оборудованы по высшему разряду. До этого такое качество встречалось только в Питере, и то там похуже немного.

В общем, пока меня всё устраивает. Такая вот небольшая реклама МДОСС-а получилась) А ведь, слушая истории людей из других депо, я понимаю, что что в Хаб-2, что в ТЧЭ-1 ОКТ работал в довольно хороших условиях на исправной и более-менее удобной технике, а для кого-то это более качественный скачок. Тем не менее, многим у нас не нравится работать: то графики неудобные (графики и правда летом были не самые хорошие, сейчас вроде лучше), то в галстуке надо ходить, то микроволновка грязная, то тоска по дому (наверное, больше половины машинистов и помощников на МЦК — приезжие из других регионов, которые перевелись именно на открытие кольца и живут в общежитии, а не просто понаехали, как я. Естественно, им в своём городе жить больше нравилось, у кого-то там остались семьи, а всех их сейчас убеждают съехать из общежития под предлогом того, что найм жилья частично компенсируется), то еще какие-то постоянные заморочки. Машинисты они же такие, вечно чем-то недовольны :)

Думаю, удалось более-менее понятно описать свой "переходный процесс". Вообще, хотелось бы подробнее описать работу на кольце, но это, скорее, отдельная тема. Но тут еще такое дело... не уверен я, что в ближайшее время мы сможем так же фотографировать и описывать особенности своей работы как и раньше. Люди, увлекающиеся железной дорогой наверняка уже в курсе, что руководство всерьёз взялось за соцсети и за тех, кто освещает свою работу. Самым громким за последнее время стало закрытие канала на ютубе "Профессия машинист" под надуманными предлогами. Так же пострадал очень полезный для машинистов ВЛ10 канал Карима Зайнуллина, которого вынудили закрыть доступ к видео, в которых он объяснял устройство электровоза и устранение неисправностей. Дальше всех пошла упоротая Горьковская дорога — там вообще запретили любую фото/видеофиксацию на работе, и упоминание о своей работе в соцсетях (сказал, что ты машинист — нарушил, лол). До нас эта зараза пока не дошла, но это пока... Я тоже успел "получить по шапке" за то, что выложил в твиттер фото мотрисы PESA в депо, которая оказалась неебически секретной. Но это, в принципе, было приравнено к тому, как если бы я сфотографировал путинский поезд, так что тут претензии ещё рационально объяснимы.
Что будет дальше — покажет время, делать безобидные фото из кабины вроде пока не запрещено, так что "улыбаемся и машем". А, да, этот блог пока до сих пор называется "из кабины электровоза", ибо пока в таком виде, в каком он существует, он описывает именно электровозную работу. А вот если я не буду сворачивать блогерскую деятельность — то переименую. Еще как вариант рассматриваю переход на такой популярный нынче телеграмм, но это пока только в перспективе.

Пока всё. До встречи на МЦК!)
Tags: МДОСС, воспоминания, машинист, многабукав, электропоезд
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Немного о ситуации, планах и перспективах.

    Ну, привет, ребята. Как обычно, наступил в моей, прости господи, блогерской деятельности определенный застой. Причина тому... Да как обычно — лень…

  • Отпуск в Киеве и не только.

    Не спешите пролистывать, тут будут поезда Х) Под конец уходящего 2016-го года пришло время брать вторую часть отпуска (первые 14 дней я отгулял в…

  • Train Hobby Days в Киеве

    Очень удачно мой приезд в Киев совпал с проведением выставки железнодорожных макетов Train Hobby Days. Вообще, железнодорожные макеты давно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal

  • Немного о ситуации, планах и перспективах.

    Ну, привет, ребята. Как обычно, наступил в моей, прости господи, блогерской деятельности определенный застой. Причина тому... Да как обычно — лень…

  • Отпуск в Киеве и не только.

    Не спешите пролистывать, тут будут поезда Х) Под конец уходящего 2016-го года пришло время брать вторую часть отпуска (первые 14 дней я отгулял в…

  • Train Hobby Days в Киеве

    Очень удачно мой приезд в Киев совпал с проведением выставки железнодорожных макетов Train Hobby Days. Вообще, железнодорожные макеты давно…