tech-m (tech_m) wrote,
tech-m
tech_m

Categories:

Будни новгородского поезда 42/41 (часть 1)



3 месяца назад, холодным декабрём я написал этот пост о первом дне зимы. Так в моём видении зима начиналась. Сегодня я опишу как зима заканчивается. А заканчивается она с новгородским поездом 42/41.

Мало кто знает, но наше депо ТЧЭ-1 "Московское" Октябрьской железной дороги помимо Бологое и Санкт-Петербурга водит поезда еще в Великий Новгород. В этом посте я решил описать общие впечатления о езде этим поездом. График этот подразумевает отправление из Москвы с поездом №42 "Москва — Новгород-Великий", отдых в Новгороде, и возвращение в Москву с этим же поездом №41 "Новгород-Великий — Москва". Так как отправление поезда в 22:05 из Москвы и 21:20 из Новгорода, а прибытие в 6:05 в Новгород и 5:15 в Москву, всю дорогу мы едем в темноте, так что фотографий особо много не будет. Будут описаны больше техническое моменты езды. В общем, если вы не разбираетесь или не хотите разбираться в работе машинистов, то этот пост не будет очень интересен.
Пост описывает не какую-то конкретную поездку, а общие впечатления на основе многих поездок.


Немного географии. Я тут нарисовал крутейшую схему езды в Новгород, так что вы всё сразу поймёте и никаких вопросов типа: "А где эта станция про которую ты говоришь?" оставаться не должно. Может быть я даже приложу некоторые куски профиля пути, и тогда внимательный читатель сразу после прочтения сможет сам сесть и провести этот поезд. Так-то!



Расстояние от Москвы до Новгорода составляет чуть более 600 км.
Отправившись из Москвы мы всю дорогу следуем по главному ходу, как в Питер, но вот на станции Чудово-Московское (будем называть её просто Чудово) происходит ответвление на однопутный участок в Новгород. Чудово находится на 118-м километре главного хода, то есть до Питера еще 118 километров. До Новгорода отсюда 73 километра.

У участка Чудово — Новгород есть интересная особенность: это однопутный участок с полуавтоблокировкой (ПАБ). Что такое ПАБ вы можете нагуглить самостоятельно, но я далее попробую объяснить вкратце.
Практически на всех крупных железнодорожных линиях используется автоблокировка (АБ), при ней перегон (участок между станциями) поделен на блок-участки, на каждом блок-участке есть свой светофор (он называется проходным). Теоретически на каждом блок-участке может находиться по поезду. Еще при АБ показания каждого светофора передаются по АЛСН в кабину (на нашей линии вообще АЛС-ЕН-канал, и в кабину передаются показания 5 светофоров перед нами). При ПАБ же перегон не оборудован проходными светофорами, есть только входные и выходные светофоры на станциях (еще есть предупредительные, но их опустим), то есть, на перегоне может находиться только один поезд. В кабину локомотива показания светофоров не передаются, только непосредственно перед входными светофорами станций.

Поняли? Ну ладно, ничего страшного если нет.

Итак, начнём. А начнём мы с того, что я приехал на метро Комсомольская красной линии и пошел на Ленинградский вокзал. Проход до депо через вокзал самый быстрый, занимает около 12 минут. Я иду в депо через перрон первого пути. Если не взял с собой еды, тут можно купить шаурму. На перроне стоит 32-й поезд "Москва — Хельсинки", он отправится в 19:53.



У нас это первый регулярный поезд, отправляющийся в Питер, он поедет сразу за последним сапсаном (если кому интересно, то последний поезд отправляется в 3:32 с Курского вокзала). Но сейчас 19:03, и к поезду только едет прицепляться ЭП20. Кстати, под наш 42-й поезд явка в 20:23, но сегодня я приехал как-то совсем рано. По пути я еще заранее возьму предупреждения на ограничения скорости и натурный лист о составе поезда, в дальнейшем это сэкономит время. По натурному листу видно, что в поезде будет 12 вагонов. Неужели, хоть сегодня нормальное количество! А то надоело уже таскать 8-вагонные коротыши. Люди ездят мало. Февраль и март в этом плане — традиционно дохлые месяцы. Да и вообще это самые унылые месяцы в году.

В депо прохожу инструктаж, беру маршрут и иду на предрейсовый медосмотр (ПРМО). Тут уже куча народу в очереди, поэтому есть время посидеть, успокоить пульс. Параллельно с нами проходят комиссию машинисты ласточек. В такие моменты я завидую им, ведь им не надо сидеть мерить пульс и давление, для них ПРМО — простая формальность (а еще они ездят в крутых пиджаках, и даже не знаю, чему я завидую больше).

Вот ПРМО пройден, я получаю ключи от электровоза и иду его принимать. Сегодня это будет ЭП2К-220. С 2016-го получить под регулярный поезд что-то кроме ЭП2К — неслыханная редкость. Проверяем инвентарь, работу тяги и тормозов, попутно заполняя разные документы.



Да, не говорите. Меня тоже бесит ублюдок, который повадился разукрашивать тумблеры в кабинах ЭП2К. Давайте вместе дружно пожелаем ему смерти от бубонной чумы.





И вот мы уже готовы выезжать на вокзал под поезд, но впереди копошатся питерцы, которые выезжают перед нами под восьмёрку (двухэтажный поезд). Стоим в депо у сигнала минут 15. Почитаю пока твиттер.
Но вот сигнал загорелся белым и дежурная по станции докладывает о готовности маршрута на третий путь. Из Москвы этот поезд всегда отправляется с третьего пути.

Прицепляемся. Времени до отправления еще много, минут 40. Этого с головой хватит на опробование тормозов и подключение отопления вагонов, даже можно успеть сходить в вагон, попросить у проводниц кипяток. Минут через 10 приходит вагонник, начинаем опробование тормозов, ещё и ПЭМ (поездной электромеханик) припёрся. Как же они любят заваливаться всей толпой в кабину!!! Сейчас еще не хватает какого-нибудь тверчанина (или как они правильно называются?), который попросит подвезти до дома (я до сих пор не могу привыкнуть, что тут люди ездят по 2,5 часа на работу, это безумие). Тормоза опробованы, опускаем токоприёмники чтобы подключить отопление вагонов. Отопление к вагонам идёт напрямую от контактной сети. Конечно, есть контактор отопления, который просто так не включить, но для пущей безопасности токоприёмники всё равно опускают.



Я сходил посмотрел как ПЭМ подключил отопление, и снова запускаю электровоз. Тут (в Москве) это называется "заправить". Не пойму, откуда они взяли это бредовое слово? Вы его тут бензином заправлять собрались? Или маянезиком? Или может в брюки? Тупняк одним словом. На Дальнем востоке использовали термин "поднять", он хоть какую-то логическую основу под собой имеет (от поднятия токоприёмников).

Время 21:58, до отправления 7 минут. Можно еще раз всё перепроверить и запрограммировать наш "бортовой компьютер" — автоведение. В пути следования я не пользуюсь функцией автоведения (хотя оно неплохо справляется со своей работой: автоматически ведёт поезд и тормозит где надо. Говорят, некоторые даже доверяют ей торможение на остановку по станции), оно будет выполнять исключительно вспомогательную информационную функцию.



22:04, светофор Ч3 — зеленый, минута до отправления. Последние проверки, можно отправляться. Многие в этот момент произносят фразу, которая по их мнению должна уберечь от неудач: "Ну, с богом!", я же про себя говорю: "Хоть бы щас без рывка тронулся". Про рывок позже, а пока мы уже отправились.



Скорость по стрелкам с отправочных путей 25 км/ч, но я не тороплюсь, ведь интересности с этим поездом начинаются уже сразу после отправления: только мы проезжаем Ч3, как следующий светофор уже сигнализирует желтым с зеленым. Это значит, что впереди ехать некуда. А всё потому, что с курского вокзала выруливает 108-й поезд "Уфа — Санкт-Петербург", который будет портить нервы до самой Твери. Я еду неспеша, километров 5-10 в час. Но тут Москва-Пассажирская начинает бузить по рации: ей нужен третий перронный путь, мол ты выкатись со стрелок, а потом уже затягивайся сколько хочешь. Ладнохорошо. Уже подъезжаю к желтому светофору, и тут как раз на главный ход вкатывается 108-й, очень быстро появляется удаление. Теперь можно разогнаться километров до 40, набрав С-соединение. Но торопиться не стоит: я уже знаю, что впереди Хворино (Ховрино) будет тупить с открытием сигналов, а перед станцией надо проверять пневматические тормоза в пути следования.
От Москвы до самого Хрюково (Крюково) почти всё время будет подъем, поэтому поезд очень хорошо замедляется при желании.



Так, вроде я достаточно затянулся, впереди сигналы больше не желтеют, можно выйти на СП-соединение и разогнаться до 80 км/ч — установленной скорости опробования пневматических тормозов. Тормоза проверены, всё в порядке. Время 22:23, запишем это время, ведь ещё зима, а зимой надо проверять эффективность пневматических тормозов не реже, чем через полтора часа. Конечно, после двух-трёх поездок уже и так запоминаешь время и места в которых тормозишь по участку, так что всё это просто для наглядности.

По графику до Хрюково надо ехать около 90 км/ч, но перед Сдохней (Сходней) еще нужно попробовать электропневматические тормоза на эффективность (в отличии от пневматики они проверяются только один раз, каждые полтора часа тормозить ЭПТ не нужно). Поэтому я пока так и буду ехать на СП-соединении и поезд сам разгонится до 100 километров в час к месту опробования ЭПТ.

Едем по Химкам. Тут очень красиво, красивее, чем от Ленинградского вокзала до Ховрино. Видимо железка тут проходит через какой-то центр города.



Увы, сейчас особо не до фотографий: нужно следить за путями, ведь вечер пятницы, возле платформ шатаются всякие алкаши.
От Москвы до Хрюково идёт четырёхпутный участок. Мы едем по центральным путям, по крайним путям идут последние электрички. Навстречу нам проезжает ласточка.





Подъезжаем к Сдохне (вы уже заметили, что мы даём свои смищные названия станциям, что позволяет судить об интеллектуальном уровне, да). Вот и место проверки ЭПТ. Оттормозились где-то до 80 км/ч, дальше не стоит торопиться, ведь по Хрюково можно догнать впередиидущий поезд в очень неудобном месте, где светофор с жёлтым с зеленым замечаешь очень поздно и до следующего светофора с желтым можно не успеть оттормозиться со 100 км/ч до 60. Лучше тут проехать 80, график позволяет.

Кстати, в Хрюково расположено моторвагонное депо ТЧЭ-6, обслуживающее пригородные перевозки до Твери. А еще тут город Зеленоград, который почему-то входит в состав Москвы (а Химки, например, не входят).
Проезжаем Хрюково. Впереди всё зелёное, 108-й сегодня достаточно далеко убежал вперёд, за выходным сигналом четырёхпутный участок переходит в двухпутный, включается ЕН-канал (который показывает до 5 блок-участков впереди):



Теперь можно расслабиться. У нас проезд Хрюково как-то считается чем-то, вроде занятия рабочего эшелона самолетом.
Сразу за Хрюково перевал, заранее сброшу тягу, чтобы поезд сильно не разогнался,а то упрёмся в злополучный 108-й. Время уже 22:45, навстречу проходят последние два сапсана с прибытием в Москву на 23:00 и 23:10.

Заезжаем на станцию Поварово-1, здесь главный ход Октябрьской дороги пересекается с Большой московской окружной дорогой (БМО), сюда стекается тот ничтожный груз, который возят грузовики из Хворино (там грузовое депо). Поэтому на боковых путях тут часто можно встретить какой-нибудь ВЛ10.

Едем в Клин (Подсолнечную я пропустил, не буду же я каждую станцию описывать), перед клином еще одна горка, а на саму станцию мы уже катимся с горы. На схеме ниже отмечена станция Покровка. Сейчас её уже нет, осталась только платформа.



Что мы знаем про Клин? Тут делают сосиски (вроде неплохие, хотя я не большой знаток сосисок), а раньше выпускали пиво, тупая реклама которого по телевизору в своё время всех достала (помните это: "А кто идёт за Клинским?"). Может и сейчас выпускают, не знаю.
Но самое главное, что нам требуется — это то, что по станции ограничение скорости в 100 км/ч. Даже если немного затянуться на подъёме, поезд всё равно разгонится и придётся тормозить. Я использую реостатный тормоз. В Клину уже "отдыхает" электричка:



Проехали ограничение скорости, но разгоняться сильно не надо, ведь я уже знаю, что на следующей станции Решетниково дорогу нам перегородит электричка, выезжающая с Конаково (это ответвление, посмотрите на карте). По графику у нас Решетниково в 23:25, но лучше проехать на минуту-две попозже, чтобы не тормозить по желтому. Поэтому с самого Клина еду без тяги, поезд катится сам. Вот уже количество зеленых огней ЕН-канала неуклонно падает, впереди виднеется желтый с зеленым, и дежурная по станции Решентиково сообщает, что с Конаково выезжает пригородный (Ха! Как будто для меня это новость!). Но едем мы уже медленно, так что всё идет по плану. Вот электричка освободила нам дорогу, сигналы позеленели. Еще тут ВЛ10 стоит:



Можно разогнаться до 120, чтобы пройти Завидово графиком, но это вовсе не обязательно: всё равно до Твери придётся чуть ли не 80 тащиться потом. В конце станции Завидово идёт спуск, на нём я тормозну пневматикой (ну, то требование тормозить не реже, чем каждые полтора часа).

Перегон Завидово — Редкино практически абсолютно плоский. Это и понятно: он проходит через Иваньковское водохранилище, называемое еще "Московским морем".



Летом тут вот так:



В Редкино обгоняем поезд №120 "Белгород — Санкт-Петербург". Эх... мой любимый ЧС7 простаивает :( Сейчас у нашего депо остался только один поезд с ЧС7 — это №134 "Казань — Санкт-Петербург", но и его грозятся перевести на ЭП2К. Надеюсь в ближайший год этого не случится.



После Редкино начинается Чуприяновская гора, а за ней уже и Тверь. Тверь — это первая стоянка у всех наших поездов (ну, почти всех, вроде какие-то её проезжают без остановки). Конечно хочется разогнаться в гору посильнее, но сразу же начинаешь упираться в 108-й. Тем более когда покатимся с горы придётся еще и тормозить. И тут мы сталкиваемся с правилом, которое актуально для любого поезда, следующего из Москвы:



Потому что всегда у входного упираешься то в электричку, которая еле-еле убирается с главного пути в отстой, то кто-то приуныл и едет на автоведении, или просто у кого-то впереди большая посадка (много пассажиров садятся) на станции и проводники держат красные сигналы по поезду. Перед спуском с горы предвидеть это нельзя (а ведь едешь всегда с запасом, чтобы прибыть на минуту-другую пораньше), с горы тебя еще и раскатывает, в итоге можно вообще поймать красный входной, тормознуть до 20 км/ч, а окажется, что дежурная по станции просто забыла открыть входной сигнал. Снова спешно разгоняешься насколько возможно, но прибываешь с опозданием.

Сейчас 108-й слишком долго стоял по Твери, поэтому я уже увидел впереди желтые и тормознул до 60. Когда он освободил путь, времени уже почти не оставалось, пришлось разгоняться до 80 км/ч и влетать с такой скоростью на платформу, тормозя потом как электричка. Но я торможу ступенчатым наполнением тормозных цилиндров, еще и отпускаю тормоза локомотива, чтобы при торможении вагоны в него не врезались (ведь тормоза локомотива мощнее), перед остановкой тормоза плавно отпускаются, поэтому пассажиры особого дискомфорта не чувствуют.
Стоянка в Твери 1 минута. Еще у нас есть такое правило: "Прибыл в Тверь — сходи в дверь!", если вы понимаете о чем я (ладно, подскажу: в ЭП2К нет туалета).
Время отправления 00:11, отправляемся. Помните я говорил про рывок при трогании? Если остановиться с неотпущенными тормозами локомотива, то вагоны упрутся в него, зажмут автосцепку, и при трогании будет ощутимый рывок. Но тормоза локомотива перед остановкой я отпустил, поэтому сцепка должна быть натянута, если рывок и будет, то очень слабый.
Тут можно было бы толкнуть пафосную речь о том, как важен для меня комфорт пассажиров, плавность ведения поезда... Хахаха, нет, мне вообще всё равно что там в вагонах творится! Просто для плавной езды требуются определенные навыки, и даже некоторые технические хитрости, так что плавной ездой я просто тешу своё самолюбие.

Едем дальше. Следующая остановка будет в Толчке (Вышнем Волочке), до него надо будет держать нормальную скорость: 105-115 км/ч. Кстати, если кому-то интересно как определить скорость:
1. Простой способ: целевую скорость рисует автоведение. Но там нет, так сказать, сглаживания по перегонам, и перед станциями со стоянкой скорость считается некорректно.
2. Чуть-чуть посложнее: вычитаем из километража точки назначения текущий наш километр, делим на время, которое осталось по графику до нужной точки, и умножаем на 60. Результат более точный.
3. Когда постоянно ездишь с одним и тем же поездом уже наизусть помнишь где с какой скоростью ехать.

Скоро надо будет снова тормозить пневматикой. Я сделаю это на перегоне Алкашниково — Спиртово (Калашниково — Спирово): там будет хороший спуск. Спиртово пройдем чуть раньше графика. Тут пару слов о "сглаживании": дело в том, что те, кто разрабатывают графики движения — какие-то упоротые наркоманы, и часто можно встретить случай, когда один перегон по графику надо лететь 110-120, следующий перегон 80, а потом даже на максимальной скорости 120 не успеешь до следующей станции. Здесь примерно такая ситуация: с Алкашниково до Спиртово надо катиться 80-90, зато со Спиртово до Осеченки (смищное название для этой станции мы пока не придумали) нужно гнать быстрее 120! Это при том, что у поезда максимально допустимая скорость 120 км/ч. В общем, Спиртово проезжаем на 2-3 минуты раньше, в итоге всё проходим по графику и готовимся прибывать в Толчок.

У этой станции есть одна особенность: на главных путях тут нет платформы, поэтому мы прибываем на боковой. Но платформа бокового пути вмещает совсем мало вагонов (штук 6, наверное). Видимо они не продают билеты до этой станции в вагоны в хвосте. Еще прямо в платформу воткнут выходной светофор, и остановиться нужно обязательно до него.



Красные по поезду — идёт посадка:



Впрочем, я всё равно прибыл на 2 минуты раньше, да и стоянка 2 минуты, так что посадить всех успеют и графиком отправимся.

Отправляемся с 4-го пути, по стрелкам, кстати, ограничение 40. До Бологое надо будет ехать километров 90-95 в час. Но прибытие там всегда под красный, потому что на станции еще стоит злополучный 108-й. Лучше сделать запас по времени в 4-5 минут. Хотя, стоянка всё равно будет 5 минут, поэтому можно и на пару минут опоздать. К тому же посадки в Бологое почти никогда нет.

Подъезжая к Бологое (примерно перед станцией Бушевец) мы встречаем наш обратный поезд №41, он отправился из Бологое в 01:31. Сразу за ним едет псковская девятка (9 "Псков — Москва", тоже интересный поезд. Интересен он тем, что оборотный: из Москвы в Бологое и обратно мы с ним едем одним электровозом), дальше встречных будет всё больше и больше. Ночью на главном ходу идёт очень плотная пачка пассажирских поездов.
В этот раз нас принимают на 6-й путь , выходной Ч6 — красный. Под красный уже не получится так лихо прибыть как в Тверь: тут от начала платформы уже надо тащиться 20 км/ч, а за 100 метров до сигнала замедлиться до 5 км/ч (да, если кто-то еще не знает почему на вокзалы электрички прибывают так медленно, так вот поэтому: они едут на красный, из-за чего скорость очень низкая).
108-й стоит рядом, вот он уже тронулся. Время 02:01, открыли выходной сигнал, до отправления 2 минуты.

Отправившись с Бологое, после платформы Поплавенец перед станцией Березайка (тут в 1988 году было крушение поезда Аврора, на этом месте установлен памятник, но я его не сфотографировал, потому что темно) пробую пневматические тормоза. Да, как можно заметить, мы не придумываем смищные названия станциям после Бологое, потому что они сами по себе уже названы достоточно упорото. Разгоняюсь до 110 км/ч.

С 17 февраля поезду установили стоянку по станции Угловка. Не совсем понимаю кого тут надо садить: захолустье то еще! Сегодня мне предстоит останавливаться тут первый раз в жизни! Это довольно неудобно: ведь ко всяким Тверям, Бологим и Вишерам уже привык, знаешь где
на станции находится платформа, где она кончается. А тут прямо на ощупь ориентироваться приходится. Ну ничего, приехал пораньше, заехал помедленнее, встал как надо. Естественно, в поезд никто не сел и никто не вышел. Отправляемся, предстоит остановка уже на следующей станции — Окуловке. До неё тоже надо гнать больше 100 км/ч. Кстати, на перегоне Угловка — Окуловка находится памятник лосю (WTF?), но его я тоже не сфотографировал, потому что темно.
Впереди показалась какая-то "новогодняя ёлка": это едет ЧС200 со всеми включенными прожекторами и огнями (у него 2 прожектора, но второй обычно не включают. Эти же ребята сегодня решили всем показать, что едут на ЧС200). Сейчас он везёт поезд №3 EXSPRESS. Нет, это не опечатка, то есть, конечно, опечатка, но не моя:



Но вернёмся к ЧС200. Как я говорил выше, что-то кроме ЭП2К под поезда дают крайне редко. ЧС200 периодически катается с разными поездами из Москвы в Питер и обратно (для техобслуживания), а так в основном стоит в Москве для подстраховки, если скоростная ЭП20 под "Невский экспресс" сдохнет. Сегодня ЧС200 перегоняют в Москву с поездом №3.

Прибываем в Окуловку. Тут на платформе жуткий голос объявляет отправление нашего поезда. Поверьте, в совокупности с абсолютно пустым перроном это звучит жутковато. В отличии от Твери, Бологое или Вишеры, в Окуловке останавливаются далеко не все поезда, и проезжать её с ходу может войти в привычку. Также, остановка по этой станции имеет свойство внезапно назначаться/отменяться по изменённому расписанию. В связи с этим в депо на инструктаже недавно появился предмет народного творчества:



Но я уже к этой стоянке привык. У нашего поезда она в оба направления. Отправляемся в 2:58.
При отправлении встречаем "Вялую стрелу" ("Красная стрела". Кто-то считает, что водить этот поезд престижно. Но на самом деле это просто самый пыточный поезд для машиниста: он едет 8 часов без единой остановки! Получается, что у него средняя скорость — 80 км/ч! Как на грузовом!!!).

С Окуловки надо ехать быстро, потому что через каких-то 40 минут нужно прибыть на станцию Бурга под обгон (это назыается техническая стоянка). На перегоне Окуловка — Боровёнка начинается пологая часть самой известной на нашем участке Торбинской горы.



На перегоне Торбино — Мстинский Мост самые крутые уклоны на участке. Когда-то раньше, когда здесь еще ходили грузовые поезда, уклон был немного сглажен за счёт кривых. На снимке видно, где раньше проходили пути:



Но для скоростного движения участок спрямили, построили еще один мост, и теперь тут есть 10-12-тысячные уклоны (изменение высоты на 10-12 метров за километр пути). После спрямления линия стала короче на 6 км, но километраж полностью менять не стали и теперь в этом месте после 211-го километра сразу идёт 205-й (это видно даже на картинке с профилем).

С другими поездами по Торбино можно очень сильно затянуться: перегонное время хода растянуто, а с горы поезд всё равно разнесёт до максимальной скорости, так что экономнее было бы проехать Торбино с маленькой скоростью, и чтобы потом пришлось меньше тормозить перед Мстинским мостом.
42-й совсем не такой: с ним нужно лететь вниз все 120, чтобы успеть в Бургу к 03:34 на техстоянку для пропуска поездов. После Торбино со 120 км/ч опять делаю зимнее торможение пневматикой, сбиваю скорость до 109, но поезд быстро снова разгоняется. Тут я использую реостатный тормоз. Правда он слишком мощный, и даже 12-вагонный поезд при минимальном усилии не поддерживает постоянную скорость, а немного тормозится, в итоге к Мстинскому мосту скорость падает до 110-115 км/ч. Смотрю на время — уже 1 минута опоздания. Но ничего страшного. На техстоянку можно прибыть и попозже, тем более там будет одна хитрость, о которой позже.

После Мстинского моста спуск закончился, реостатный тормоз разобран, и поезд продолжает постепенно замедляться. До Бурги я уже не буду включать тягу: перегон короткий, всё равно скоро сбивать скорость от маршрутного сигнала для прибытия на боковой путь. Время техстоянки закладывается с запасом, поэтому ничего страшного, что мы освободили путь для обгоняющих поездов на пару минут позже, но мы ещё не останавливаемся!
Вот тут о хитрости: при стоянках более 20 минут в пассажирском поезде нужно производить опробование тормозов с последующим проверочным торможением на перегоне. Зачем это делать? Лишнее торможение — лишние расходы электроэнергии. По графику стоянка с 03:34 до 04:01, но я знаю, что по проходу последнего поезда нам откроют сигнал уже где-то в 3:56. Поэтому в 03:36 я выехал хвостом со стрелок, и потом еще минут 5 тянусь к красному сигналу. В итоге остановка в 03:41. Теперь стоянка точно будет меньше 20 минут и проверять тормоза не потребуется.

Итак, в запасе примерно 15 минут. Я обычно ем в это время. Поели, теперь можно и поспать нет, нельзя: нас уже обгоняет последний поезд, и сейчас откроют сигнал. Вот Ч4 пожелтел, потом позеленел, и мы поехали. Следующая остановка — Малая Вишера.

Вишера — третий основной остановочный пункт нашего участка. Как и в Твери и Бологое тут останавливается большинство поездов. В Вишере живут многие питерские железнодорожники (по крайней мере мне так кажется, потому что они часто просят подвезти их с Питера). С Бурги ехать можно неспеша — ведь мы отправились раньше графика, и даже если ехать 80, прибудем раньше на 2-3 минуты.

После минутной стоянки в 04:17 отправляемся из Вишеры. Скоро нужно опять произвести зимнее опробование пневматики. В этот раз на спуске после станции Гряды. К слову, до Чудово надо гнать почти 120 км/ч. Проверив тормоза разгоняюсь до 115-118, проезжаю мост через реку Волхов. В светлое время суток тут тоже неплохо:





После моста можно сбрасывать тягу: до Чудово осталось совсем чуть-чуть, в подъем поезд сам немного замедлится, а перед станцией уже буду тормозить на 40 км/ч, ведь мы поедем по боковому пути.
В Чудово мы со 2-го главного пути перезжаем через 1-й главный, и заезжаем на...41-й! Логичнее было бы назвать этот путь третьим, потому что он идёт сразу после 1-го, но его назвали 41-м. Кстати, наш поезд тут меняет номер на 41.



Вообще, номер поезда меняется потому что начинается ответвление на другой участок. Такое бывает. Например, широтные поезда в Питер (которые отправляются с Курского, как всякие Волгоград — СПб, или Кисловодск — СПб) до Москвы идут с нечётной нумерацией, а в Москве меняют номер на чётный.
Скорость по стрелкам на 41-й путь 40 км/ч, но, честно говоря, там такие кривые, что даже 25 страшно ехать. Я как-то проехал там 35 км/ч, так в задней части электровоза что-то так бахнуло, что я подумал всё, сход... Схода не произошло, но больше я решил так быстро туда не заезжать.

Стоянка в Чудово 2 минуты. После остановки к нам подходит станционный работник и даёт предупреждения до Новгорода (В Москве печатают предупреждения только до Питера. Почему — не знаю). Отсюда начинается наше путешествие в однопутный мир полуавтоматической блокировки.

Отправляемся со скоростью не более 25 км/ч: кривые очень крутые (более верное определение: кривые малого радиуса). Проезжаем 2 переезда, теперь можно разогнаться до 40 км/ч. Так мы будем ехать еще пару километров до выходного сигнала. Проехали выходной, засвистел ЭПК, КЛУБ автоматически перешел в режим полуавтоблокировки. Добро пожаловать в "лес" (так этот участок называют ветераны новгородской езды).



Максимальная скорость на этом участке 100 км/ч. Но есть один нюанс: если на главном ходу (да и вообще на любом ходу с автоблокировкой) КЛУБ прибавляет к допустимой скорости еще 3 км/ч, чтобы можно было бы ехать хоть 99, хоть 100 без вреда для психики, то на участке с ПАБ КЛУБ ставит допустимую ровно 100, и если ехать быстрее 97 км/ч, то он начнет мерзко пиликать. В общем, быстрее 97 долго ехать не получится.

Так, до меня только сейчас дошло: я же не объяснил, что такое КЛУБ, хотя... Если вы дочитали до сюда, то, наверное, должны хотя бы минимально представлять что это за прибор.

Комплексное локомотивное устройство безопасности. Показывает текущую и максимальную скорость, расстояния до светофоров, до ближайших ограничений, ну и еще всякие полезные вещи. Также дублирует показания светофоров:



Можно видеть, что на КЛУБ-е белый огонь. Помните, что я говорил про ПАБ? На перегоне показания светофоров не дублируются в кабине.

На участке есть несколько ограничений по 80 км/ч, перед ними я торможу, хотя можно было бы просто сбрасывать тягу километров за 5-7, но до Новгорода я обычно еду по пределу, ведь в случае какой-то непредвиденной ситуации, устроенной, чаще всего, движенцами, простора для нагона уже почти не будет.
Постоянную скорость в 95-97 км/ч поддерживать не получается, это обусловлено особенностями управления локомотива: приходится постоянно "гулять" с СП соединения на С и обратно, ведь на СП разгоняется слишком сильно, а на С практически сразу теряет скорость. В итоге и скорость плавает в диапазоне от 90 до 97.

Первая станция на пути — Спасская Полисть. Казалось бы, ничего примечательного тут нет, однако, иногда тут "спит" дежурная, забывая открыть сигналы. Вот так один раз я вовремя увидел желтый предупредительный (значит входной — красный) за пару километров, и после нажатия на кнопку вызова радиостанции всё позеленело — проснулась.

Следующая интересная станция — Разъезд 64 км. Интерес тут в том, что никогда не знаешь: по главному пути тебя пропустят, или по боковому 6-му (всё зависит от наличия длинных грузовых поездов, которые мы будем обгонять). А по 6-му пути ограничение скорости в 25 км/ч. Графиком движения это учтено, но что делать, если пропустят по главному, по которому 60? Так приедешь в Новгород раньше времени, что делать категорически нельзя! Если едем по главному, я просто торможу до 27-30 км/ч и так и качусь.

Скоро после разъезда идёт станция Предузловая Павловская. Называется она так неспроста: за станцией будет узел, соединяющий 3 направления. Мы поедем так:



Вот и финальный перегон. Тут нет смысла ехать больше 40 км/ч, а если времени много, то можно и все 25 потянуться. Прибываем в Новгород на шестой путь. Мы всегда прибываем на этот путь и отправляемся тоже с него — этот путь прямо перед вокзалом. Большого пассажирского движения тут нет, только пара ласточек да обычных электричек, поэтому бывает даже, что поезд бросают прямо на этом пути перед вокзалом на весь день.

Останавливаемся. Приехали. Время 06:05. После прибытия сразу опускаем токоприёмники: сейчас придёт ПЭМ отключать отопление. Проконтролировав отключение пинча отопления возвращаюсь в кабину, а дежурная по станции уже командует отцепляться, хотя еще даже пассажиры не все вышли! Подождём завершения высадки и отцепимся.

Отцепившись, переезжаем на другой путь и едем в депо. Вообще, заезд в депо в Новгороде мне чем-то напоминает дальневосточную Волочаевку-2. Не знаю чем, наверное просто такое же захолустье. Кстати стрелки тут ручные.

Поставили электровоз в депо, закрутили ручной тормоз, делаю последние записи в документы, можно уходить, закрыв электровоз на ключ. Из депо до дома отдыха (если это помещение можно так назвать) нас везёт машина, которая уже ждёт возле электровоза, я заброшу в неё сумку, и пойду в депо, ведь надо еще сдать ключи от электровоза дежурному и поставить штамп в маршруте (хотя, его можно и потом поставить, но ключи-то всё равно сейчас сдавать).

Вот такой тлен можно лицезреть на пути к депо:



Ближнее к нам горящее окошко — кабинет дежурного по депо. Депо я, кстати, заботливо отметил на карте выше.



Возвращаюсь в машину. Хотя дом отдыха возле вокзала, видимо, от депо прямого проезда нет, поэтому водитель везет нас через центр города. Но мне всё равно: я уже прилично устал и воспринимаю эту поездку как расслабляющую покатушку по городу.

Время близится к 8 утра, светает, заходим в отдыхаловку. Она представляет из себя одноэтажную серую будку справа от поезда на фото. Кстати это наш же поезд, его пока оставили здесь. Ближе к вечеру выкатят на перрон.



Маршрут закрыт. Время на работе (от явки до окончательной сдачи и начала отдыха) — ровно 12 часов.
Единственное, на что у меня хватает сил — это помыть руки, набрать воды из фильтра (за поездку я обычно уничтожаю 1,5 литра), посмотреть телефон на предмет новых сообщений, может, что-то написать или выложить фоточку, и крепко заснуть часов на 6, а то и на все 8. Явка под обратный поезд будет в 19:29.

Продолжение следует...

(Вторая часть)
Tags: быт, многабукав, работа
Subscribe

  • Немного о ситуации, планах и перспективах.

    Ну, привет, ребята. Как обычно, наступил в моей, прости господи, блогерской деятельности определенный застой. Причина тому... Да как обычно — лень…

  • Отпуск в Киеве и не только.

    Не спешите пролистывать, тут будут поезда Х) Под конец уходящего 2016-го года пришло время брать вторую часть отпуска (первые 14 дней я отгулял в…

  • Будни новгородского поезда 42/41 (часть 2)

    Продолжаем говорить о новгородском поезде ( первая часть) Впереди обратная поездка "Великий Новгород — Москва", но до этого еще пройдёт несколько…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • Немного о ситуации, планах и перспективах.

    Ну, привет, ребята. Как обычно, наступил в моей, прости господи, блогерской деятельности определенный застой. Причина тому... Да как обычно — лень…

  • Отпуск в Киеве и не только.

    Не спешите пролистывать, тут будут поезда Х) Под конец уходящего 2016-го года пришло время брать вторую часть отпуска (первые 14 дней я отгулял в…

  • Будни новгородского поезда 42/41 (часть 2)

    Продолжаем говорить о новгородском поезде ( первая часть) Впереди обратная поездка "Великий Новгород — Москва", но до этого еще пройдёт несколько…